С самого рождения малыш начинает познавать мир. Первое, что начинает воспринимать ребенок – мама, он чувствует запах ее тела, тепло. Чуть позже он пытается ощупывать ручками доступные ему предметы. Именно тогда, родителям следует начинать манипуляции, направленные на развитие мелкой моторики рук младенца.
Моторика представляет собой скоординированную деятельность организма, последовательность движений, которая приведет к выполнению определенной цели. Возможности нашего организма огромны, человек может ходить, бегать, прыгать или же производить мелкие манипуляции, такие как пришивание пуговицы, перелистывание страницы книги, поэтому моторику подразделяют на крупную и мелкую. Крупная моторика включает в себя повороты, наклоны, ходьбу, а так же остальные жизненно важные действия, при этом развитие их происходит по определенному графику в определенной последовательности у каждого человека.
Мелкая моторика представляет собой манипуляции руками, пальцами рук и ног направленные на выполнение точных компактных задач, к ним можно отнести простейшие хватательные, указывающие движения или же изощренные навыки шитья, овладения письменностью. Она невозможна без взаимодействия нервной, костной, мышечной и зрительной систем и имеет второе название «ловкость рук». Такая моторика тесно связана с памятью, восприятием и речью человека, так как речевой и моторный центр находятся близко друг к другу.
Выделяя 5-10 минут на упражнения для мелкой моторики рук ежедневно, можно подготовить ребенка к обучению письму, логическому мышлению, концентрации, развить внимание, воображение, связную конструктивную речь.
Упражнения для мелкой моторики рук и пальчиков самым маленьким
Итак, рассмотрим действия, которые можно применять с самого раннего возраста, когда малыш может совершать хватательные движения и до года, когда такие манипуляции с ручками ребенка как нельзя лучше подготовят его к дальнейшей жизни.
-
Массаж ручек, пальчиков, ладошек:
- поглаживания каждого пальчика от подушечки к середине ладошки активизируют работу мозговых центров, в том числе цента речи;
- массирующие круговые движения каждого пальца, растирание подушечек пальцев расширяют сосуды, активизируют кровеносную систему, значительно снижают тонус;
- разминка большого пальца — по кругу, влево, вправо повышает работоспособность головного мозга;
- одновременное сжатие пальцев в кулачок и их разжимание способствует увеличению силы в ручках, помогает работе мозга;
- сгибание и разгибание кисти руки, укрепляет мышцы рук;
- поочередное разгибание каждого пальчика из кулака и возвращение в него, разрабатывает мышцы руки;
- упражнение «Сорока-ворона»:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала –
Он дрова не рубил,
Кашу не варил!
Первые две строки водим пальцем по ладошке малыша круговыми движениями, далее загибаем поочередно пальчики от мизинца к указательному. Большой палец, не загибается, начиная со слов «а этому не дала» массируем его круговыми движениями, стимулируя работу речевых рецепторов. Малыш обязательно ответит веселым звонким смехом на ласковые движения мамы!
- упражнение «Пальчики устали»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик задремал,
Этот пальчик так устал,
Тише пальчик не шуми
Рядом ляг ты и усни.
Встали пальчики, ура!
На прогулку вам пора!
Поочередно загибаем пальчики. Первый раз можно начать с большого пальца, затем с мизинца. На последних строках разжимаем кулачок.
Совет: чтобы ребенок не перенапрягался, между каждым упражнением расслабляйте ручки малыша. Для этого слегка встряхивайте ручки, разводя их в разные стороны. Затем погладьте руку с наружной и внутренней стороны ладони.
- Ладушки.
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки!
Напекла нам бабушка
Сладкие оладушки!
Маслом поливала,
Деткам раздавала,
Тане два и Ване два!
Оле два и Коле два!
(Имя малыша) два,
Всем дала? Всем дала!!!
Читать с выражением! Эта веселая прибаутка научит самых маленьких разжимать пальчики и хлопать в ладоши. Сначала она будет просто забавлять кроху, но к 6-8 месяцам он научится повторять эти нехитрые движения.
Это действенные упражнения для самых маленьких, которые помогут малышу расслабиться, развить начальные навыки мелкой моторики. При этом стимулируются речевые центры, развивается память, внимание, стимулируются точки работы внутренних органов, улучшается кровообращение. Поэтому родителям не стоит пренебрегать данными упражнениями, тем более, это способствует сближению и более близкому общению с малышом.
Полезные задания для развития мелкой моторики после полугода
Чуть позже ребенок становится более окрепшим, повышается физическая активность. Развитие мелкой моторики становится более разнообразным, манипуляции с предметами становятся более изощренными. После полугода малыш может держать, перекладывать игрушки, стучать ими по поверхности, поэтому следует немного усложнить упражнения для мелкой моторики рук. Важно продолжать заниматься каждый день, если малыш усидчив, то можно увеличить время. Ведь теперь у ребенка тренируется не просто мелкая моторика, но и другие важные навыки: мышление, память, воображение, концентрация.
- Упражнение с бумагой.
Дайте ребенку мягкую газетную или цветную бумагу, сейчас главное научить малыша рвать и сминать ее. Такое упражнение учит ребенка скоординированному движению обеих рук, а так же развивает силу.
- Бусинки, пуговки.
Предложите ребенку бусы или же наденьте на шнурок различные бусинки, пуговки. Ребенок с удовольствием и заинтересованностью будет их перебирать, тем более что это очень полезно для пальчиков.
Совет: упражнения для развития мелкой моторики должны проходить под присмотром взрослых, так как часто используются мелкие предметы, ребенок может их проглотить. Лучше если все действия будут проговариваться родителями или сопровождаться потешками-прибаутками. Такое обучение точно понравится малышу.
- Крупа.
Насыпьте крупу на поднос и дайте малышу, он будет ее пересыпать. Насыпьте насколько баночек с разными крупами, пусть малыш окунет руку в каждую из них, определит форму, размер крупы. Это хорошо формирует тактильные ощущения, а так же отлично развивает мелкую моторику рук.
- Потешки.
«Белка»
Едет белка на тележке,
Продает она орешки.
Воробью, синичке,
Рыженькой лисичке,
Зайчику усатому,
Мишке косолапому,
Волчонку вольному.
Остались все довольные!
Первые две строки ритмично зажимаем, разжимаем кулачки, дальше загибаем пальчики. На последней строчке разжимаем кулачок и поднимаем руки.
«Друзья»
Гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указашка, среднячок,
Безымяшка, малышок.
Постучались в дом друзья,
Друг без друга им нельзя.
Сжимаем кулачок и последовательно, согласно строкам разгибаем по одному пальчику. На последней строке сжимаем кулачок обратно.
Такие упражнения как нельзя лучше формируют тактильные ощущения, восприятие. Мелкие предметы воздействуют на акупунктуру пальцев, улучшая работу внутренних органов, ускоряя мозговые процессы.
Ближе к году ребенок может осознанно осуществлять множество различных действий. В арсенал крохи можно добавить книжки, специальные с толстыми страницами и с тонкими, которые уже не понадобятся. Научите малыша переворачивать страницы этих книг, этот процесс развивает аккуратность, внимательность, дает возможность рассмотреть новые картинки, пополнить знания крохи. Приобретите стаканчики больших и меньших размеров, чтобы каждый из них помещался в другом. С их помощью у ребенка формируются размеры предметов. Купите в магазине игрушки со шнуровками и отверстиями, такая игрушка нужна для развития полезных навыков ребенка, а главное она несомненно заинтересует его своими необычными деталями.
Обычно положительные эмоции у детей вызывает купание, ближе к году малыш может самостоятельно маневрировать по ванне. Тогда же предложите ему мисочки, бутылочки различных форм, объемов, пусть малыш займется наполнением этих емкостей. Дайте несколько бутылочек из под шампуней с различными крышками, малыш будет пробовать их открывать. Хорошими будут упражнения для мелкой моторики рук с использованием губки. Покажите ребенку, как отжимать намокшую от воды губку, затем покажите, как наполнить таким способом миску. Малыш надолго заинтересуется таким процессом. Совмещайте приятное с полезным!
Игры для развития моторики оказывают огромное влияние на все стороны жизни крохи. Общение с родителями лучше всего сказывается на формировании мировоззрения, характера, способностей, возможностей малыша, поэтому ежедневно уделяйте ребенку время на полезное общение и малыш будет вам за это благодарен.